Христианство в Казахстане

К истории христианства в Казахстане. Первое появление христиан на территории Центральной Азии, в городе Мерве, по свидетельству средневекового историка Бируни, относят к началу III в. н. э. Исторические источники упоминают о существовании построения III–IV вв., предназначенного, по всей видимости, для христианского культа. В начале IV в. происходит образование митрополии христиан несторианского толка (одно из ранних направлений христианства) в столице Согда, Самарканде. Несториане, преследуемые в Византии и Сирии, активно переселялись на территорию Центральной Азии.

Одновременно с несторианством в Центральную Азию внедряются и яковиты – сирийские монофизиты, утверждавшие, что Иисус Христос обладает только божественным естеством (основные направления христианства признают богочеловеческую природу Христа, в котором божественное и человеческое существуют неслиянно и нераздельно). Также известно, что в регионе были представлены мелькиты – представители древнего сирийского православия, подчинявшиеся Антиохийскому патриарху.

Однако после принятия тюрками ислама влияние христианства значительно ослабло и к XII-XIII вв. в Центральной Азии практически не осталось христианских общин.

Православие в Казахстане

История православия в Казахстане. Православие в Казахстане является вторым по численности верующих после ислама религиозным направлением.

История появления православия в нашей стране связана первоначально с военными поселениями, возникшими вследствие присоединения Казахстана к России. На юге первые военные притчи (маленькие церкви, молитвенные дома) появляются в 1866 г. в Туркестане и Шымкенте. В 1871 г. была образована Туркестанская епархия.

В 1872 г. на кафедру созданной Верненской и Семиреченской епархии был назначен первый из казахстанских архиереев – архиепископ Софония (С.В. Сокольский), который управлял епархией по 1877 г.

Строительство церквей в южной части Казахстана началось в 80-е гг. XIX в. Так, в 1901 г. в Сырдарьинской области имелось восемь каменных храмов, построенных из обожженного кирпича. К началу XX в. в Туркестане (в состав которого входили и многие земли Казахстана) проживала 391 тысяча православных христиан и действовало 306 церквей.

Установление советской власти в 1917 г. привело к началу масштабной атеистической кампании, продолжавшейся семь десятилетий. Эта кампания сопровождалась уничтожением храмов, преследованием духовенства, конфискацией имущества церкви. В 1920-1930-е гг. многие священники были расстреляны либо приговорены к длительным срокам заключения.

В 30-х гг. ХХ в. Казахстан стал местом ссылки духовенства и мирян Русской православной церкви. Этот период совпал с началом процесса коллективизации, в результате которой был уничтожен кочевой быт казахов, были разорены казахские аулы и крестьянские хозяйства русских переселенцев, что обернулось невиданным за всю историю края голодом, жертвами которого стали миллионы людей.

Определенные послабления в отношении религии начались в годы Великой Отечественной войны, когда Русская православная церковь поддержала патриотический дух советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками. В Казахстане стали вновь открывать храмы.

Восстановление православной жизни в нашей республике началось с 1945 г., когда была учреждена Алматинская и Казахстанская епархия, первым правящим архиереем которой был митрополит Николай (Могилевский), ныне причисленный к лику святых.

Однако полностью от атеистической политики государство не отказалось. Религиозная деятельность жестко контролировалась властью.

         Православие в независимом Казахстане.

Подлинное возрождение Православной церкви в нашей стране началось после обретения Казахстаном независимости. О месте православия в жизни нашего общества Президент Нурсултан Назарбаев высказался предельно емко: «…православие и ислам – два столпа, на которых зиждется духовность Казахстана».

Признание свободы совести позволило верующим вернуться к полнокровной духовной жизни. Если в 1956 г. в Казахстане функционировало всего 55 приходов Русской православной церкви (РПЦ), то на начало 1999 г. на территории республики действовало 212 приходов и 8 монастырей.

В настоящее время в Казахстане действуют 326 православные религиозные общины и 289 культовых сооружений.

         В 1995 г. государство передало церкви Вознесенский кафедральный собор в Алматы, построенный в начале ХХ в. и признанный уникальным памятником архитектуры. Православным общинам возвращены храмы и в других городах. Казахстан внес свою лепту в восстановление храма Христа Спасителя в Москве. Безвозмездным даром нашей страны стало направление гранита с Кордайского месторождения, предназначенного для отделки стен храма.

За последние годы построены храм Христа Спасителя в Алматы, Благовещенский собор в Павлодаре, Серафимо-Иверский собор в Экибастузе, Иоанно-Богословский собор в Талдыкоргане, Константино-Еленинский храм в Костанае, Свято-Никольский храм в Сатпаеве, Свято-Успенский собор в г.Астане  и многие другие храмы по всему Казахстану. В 2009 г. построен кафедральный Свято-Успенский собор в Астане. Также открыто несколько монастырей.

В число официально признанных праздничных дней в Казахстане вошел православный праздник Рождества Христова (7 января).

В последние годы осуществляется структурная реформа православия в нашей стране. В мае 2003 г. Священный синод православной церкви принял решение о создании в Республике Казахстан Митрополичьего округа в составе Астанайской, Уральской и Шымкентской епархий. Митрополичий округ – это особая форма объединения епархий, существующая в рамках РПЦ только в Казахстане. Округ был создан в целях координации религиозно-просветительской, издательской, социальной и другой общественно-значимой деятельности епархий на территории Республики Казахстан. В 2003-2010 гг. округ возглавлял митрополит Мефодий (Немцов). В 2010 г. главой округа назначен митрополит Астанайский и Казахстанский Александр (Могилев).

 

Католицизм в Казахстане

 

Католическая церковь в Казахстане. Первыми католическими миссионерами в Казахстане были монахи-францисканцы. По поручению римского первосвященника в 1245 г. к Великим ханам была направлена миссия Джованни дель Плано Карпини.

В 1253-1255 гг. другой францисканец Гильом Рубрук совершил путешествие из Константинополя в Каракорум, большая часть его пути проходила по территории современного Казахстана. В записках Рубрука можно обнаружить интересные исторические сведения о жизни средневековой Центральной Азии. Известно, что с тюркскими ханами вели переписку главы католической церкви Николай IV и Иоанн XXII.

История католицизма в Казахстане продолжилась в XVIII – второй половине XIX вв., когда здесь появились польские ссыльные, военнослужащие и спецпереселенцы.

В конце XIX в. в г.Костанае существовал католический храм, филиал Омского прихода. В начале XX в. священники Костанайского прихода служили также в Акмолинском и Семипалатинском регионах, где существовали общины польских и немецких переселенцев-католиков.

В 1917 г. в ведении Костанайского прихода насчитывалось 6 тысяч католиков и 8 молитвенных домов. В Петропавловске существовала церковь Пресвятого Сердца Иисуса (это единственный католический храм в Казахстане, сохранившийся с дореволюционных времен).

В 1930-1950-е гг. наша страна стала местом массовых ссылок и депортаций немцев, поляков, литовцев, украинцев, что привело к появлению значительных католических поселений.

Официальные разрешения на строительство храмов католики смогли получить только в конце 70-х гг. ХХ в. В 1978 г. в Караганде был построен храм Святого Иосифа, в 1979 г. было зарегистрировано религиозное объединение в Целинограде (ныне г. Астана).

Подлинное возрождение католической общины стало возможным только после обретения Казахстаном независимости.

В октябре 1992 г. Казахстан установил дипломатические отношения с Ватиканом. Договор о взаимном сотрудничестве между двумя государствами был подписан 24 сентября 1998 г. Наша республика стала первой страной на постсоветском пространстве, предпринявшей подобный шаг.

В 1998 г. в г. Караганде было основано первое католическое высшее учебное заведение в Центральной Азии – духовная семинария «Мария – Матерь Церкви».

Важным событием для Казахстана стал государственный визит Папы Римского Иоанна Павла II в Астану в сентябре 2001 г. Глава Ватикана встретился с Президентом Нурсултаном Назарбаевым, посетил площадь Матери-Родины, провел встречу со студентами в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева. В кафедральном соборе Матери Божьей Неустанной Помощи Папа отслужил святую Мессу, а в Конгресс–холле встретился с представителями мира культуры, искусства и науки.

Этот визит, безусловно, стал возможен благодаря взвешенной государственной политике нашего государства в сфере межконфессиональных отношений. «Дух открытости и сотрудничества составляет часть вашей традиции, так как с незапамятных времен Казахстан представляет собой землю встречи и соседства различных традиций и культур», – отметил в своем выступлении в Астане понтифик.

В мае 2003 г. была утверждена ныне действующая организационная структура Католической церкви в Казахстане. В настоящее время в Казахстане действует католическая церковная провинция (митрополия), центром которой является архиепархия Пресвятой Девы Марии в г.Астане.

В состав церковной провинции в Казахстане входят также Карагандинская епархия, епархия Пресвятой Троицы в г. Алматы и апостольская администратура г. Атырау.

Архиепархию в г. Астане возглавляет архиепископ Томаш Пэта. Карагандинской епархией руководит Аделио Дель’оро, а апостольской администратурой в Атырау – Дариуша Бураса. Католическую епархию в Алматы возглавляет епископ Хосе Луис Мумбиелла Сиерра.

Кроме того, на территории Казахстана имеется Католическая высшая духовная семинария и монастырь босых монахинь Ордена Пресвятой Девы Марии с горы Кармель в г. Караганде, республиканский благотворительный фонд «Каритас».

Издается газета Римско-католической церкви Казахстана «Кредо».

В г. Караганде действует Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии Фатимской.

На сегодняшний день в республике функционируют 84 католические общины, 5 из которых составляют ветвь Греко-католической церкви в Казахстане.

 

Протестантизм в Казахстане

Протестантизм в Казахстане. Протестантизм по своему вероучению не является монолитным и характеризуется наличием постоянно увеличивающегося количества религиозных течений.

Некоторые протестантские течения появились в Казахстане в период присоединения Казахстана к России (лютеране), а новые протестантские течения – после 1991 г. В Казахстане зарегистрировано более 600 местных религиозных объединений протестантского направления. При этом протестантизм является вторым религиозным течением после ислама по количеству религиозных объединений, вторым религиозным течением после католицизма по количеству миссионеров и вторым религиозным течением после ислама по количеству культовых зданий.

Наиболее крупными и представленными во всех регионах страны среди протестантских общин являются пятидесятнические церкви. Своеобразие их вероучения состоит в мистико-индивидуалистическом понимании церкви, которая состоит из веры в способность отдельных людей получать свыше дар духовного возрождения и «крещение Святым Духом».

В Казахстане они возникли в начале 1990-х годов и дали начало весьма значительной группе харизматических церквей, наиболее крупными из которых являются МРО «Сун Бок Ым» (7 объединений), МРО «Новая жизнь» (41 объединение), МРО «Агапе» (28 объединений), МРО «Источник жизни» (27 объединений).

Следующим по численности объединений и последователей являются Евангельские христиане-баптисты (181 объединение). Среди них имеются централизованные структуры – Союз церквей евангельских христиан-баптистов, всего 135 религиозных объединений и 46 автономных баптистских церквей.

Пресвитерианские церкви представляют собой 107 объединений. Самыми крупным из них являются местные религиозные объединения: «Грейс» – 20 и «Благодать» – 9.

В регионах Казахстана активно действуют религиозные течения, возникшие в XIX-XX вв. Это местное религиозное объединение «Свидетели Иеговы» (60 объединений), местное религиозное объединение «Адвентисты седьмого дня» (42 объединения) и 26 местных религиозных объединений «Новоапостольской церкви».

Евангельско-лютеранская церковь представлена 13 местными религиозными объединениями в Алматинской, Акмолинской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской областях и гг. Астане и Алматы.

На сегодняшний день в республике действуют 13 религиозных объединений методистов. Первая методистская церковь в республике была зарегистрирована в 1991 г. в г. Алматы. Их возникновение вызвано активной деятельностью иностранных проповедников, как Корейской методистской церкви, так и Российской объединенной методистской церкви.

.
Яндекс.Метрика