Буддизм в Казахстане

Буддизм – древнейшая мировая религия. Возник буддизм в VI в. до н. э. в Индии, к настоящему времени он получил широкое распространение в Южной, Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии. Часть буддистов проживает в Европе, Северной и Южной Америке.

Буддизм в Казахстане. По мнению исследователей, проникновение буддизма в Центральную Азию из Индии, через территории Пакистана и Афганистана началось с середины I в. до н. э. Буддизм был широко известен в таких государствах, как Парфянское царство, Кангюй, Бактрия и Согдиана. Распространением учения, особенно со II-III вв. н. э., занимались миссионеры, среди которых преобладали согдийцы.

Наследием той эпохи являются многочисленные памятники буддийской культуры, обнаруженные по всему маршруту древнего Шелкового пути (территория Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и Кыргызстана). Самыми известными из них стали монастырь Каратобе II-III вв. в Термезе; культовое сооружение в долине Санзара в Согде; комплекс памятников в Мары; буддийский монастырь Аджина-тепе VII-VIII вв. в Тохаристане; буддийский храм в Куве (Фергана), храмы Ак-Бешима и Красной речки в Семиречье (Жетысу).

Большой интерес представляют раскопки двух крупных буддийских храмов в городище Ак-Бешим (это древний Суяб), расположенном в Чуйской долине. В храмах найдены скульптуры Будды, изображения персонажей буддийского пантеона. В Центральной Азии находят многочисленные изделия индийского происхождения: статуэтки, бронзовые бляшки и поделки, стелы, другие предметы ритуального назначения.

С VI в. буддизм оказывал значительное влияние на тюрков. Некоторые правители Западнотюркского каганата, как считается, либо приняли буддизм, либо покровительствовали этой религии. На родине западных тюрок, тюргешей и карлуков – в Семиречье и Южном Казахстане – археологи нашли храмы, монастыри, часовни, а также статуэтки и стелы с изображениями буддийских персонажей и сцен. Такого рода памятники обнаружены в долине реки Талас близ Шымкента, а также в Жамбылской области – в Тектурмасе и Баласагуне. Кроме того, ведутся раскопки буддийских руин в окрестностях Тараза – в Костобе. Неподалеку от развалин известного средневекового города Исфиджаба (Сайрама) найден подземный буддийский монастырь.

Со временем большую роль в распространении буддизма начало играть китайское влияние. Многие архитектурные сооружения и скульптуры близки к аналогичным памятникам, сохранившимся в Китае и Восточном Туркестане. В VIII в. Тибет был мощным государством, под контролем которого находились многие соседние земли, включая Восточный Туркестан и часть Кыргызстана. Это способствовало распространению в Центральной Азии раннего тибетского буддизма.

После того, как в Х в. ислам был объявлен государственной религией государства Караханидов, буддизм утрачивает свои позиции. Значительная часть населения становится мусульманами, однако определенное влияние буддизма сохранилось и в последующие столетия. Согласно свидетельствам Гийома де Рубрука, посла Людовика IX к монгольскому хану Мункэ, буддийские храмы действовали в Семиречье в середине XIII в. Путь Рубрука пролегал через земли современного Южного Казахстана, где он и увидел храмы «идолопоклонников», как христиане называли последователей буддизма.

Новая волна распространения буддизма в Казахстане связана с переселениями и нападениями джунгаров в XVI-XVIII вв. Монастыри эпохи Джунгарского ханства обнаружены в Семиречье, в районе озера Балхаш и степных районах Центрального Казахстана. Остатки буддийских храмов открыты неподалеку от Каркаралинска, а наскальные надписи и изображения – на горе Улытау близ Жезгазгана. Некоторые каменные монастыри восточнее озера Балхаш простояли до середины XIX в. Известно также, что в начале XIX в. в урочище Медео неподалеку от Алматы был построен деревянный буддийский монастырь.

Уникальными археологическими памятниками являются изображения нескольких будд и буддийские тексты на скалах в урочище Тамгалы-Тас в окрестностях Алматы. Историки не пришли к единому мнению, когда же были выполнены рисунки и тексты. Время создания изображений определяется в широком диапазоне – от XII до ХVII-ХVIII вв.

В настоящее время в Казахстане функционируют 2 буддийских религиозных объединения, которые расположены в г. Алматы и Западно-Казахстанской области.

В г. Алматы функционирует вон-буддийское религиозное объединение. Местное религиозное объединение создано в 1997 г. Имеет свое специализированное культовое сооружение.

Основателем вон-буддизма является Пак Чун Бин, известный под именем Сотхесан Тэджонса (1891-1943 гг.) и почитаемый вон-буддистами как Будда новой эры.

В Западно-Казахстанской области действует буддийское религиозное объединение тибетского направления.

.
Яндекс.Метрика